Синельников Евгений (mastersin) wrote,
Синельников Евгений
mastersin

  • Mood:

Курсы для учителей

Вчера у нас, в саратовском регионе, прошёл последний день очного обучения учителей по программе повышения квалификации. Курс, который я проводил назывался Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения. Я вёл этот курс у двух потоков - второго и третьего. Первый как-то обошёлся без меня.

В целом, всё прошло довольно удачно. Главное, что многое успели и для многих эти курсы не оказались бесполезны. Конечно, я не могу сказать тоже самое за всех, но в нашем регионе Центр Открытого Образования, постарался провести это мероприятие на должном уровне.

По итогам у меня осталось положительное впечатление об учителях наших школ и гимназий, надеюсь и у них обо мне тоже. Обе группы сами, в последний, день организовали небольшие фотосессии. Надеюсь, что слушатели сохранят свой интерес и смогут реализовать у себя в школах не макеты, а рабочие решения.

Далее я попытаюсь описать процесс с того момента, как я в нём принял участие. Кроме того, по своему обыкновению находить проблемы и выносить их на обсуждение, я попытаюсь описать проблемы и не однозначности, с которым столкнулся.

Курс был подготовлен на базе последнего выпуска Школьного Линукса 4.0.0r2, и проводился с использованием виртуальных машин. Для запуска Школьного Линукса использовался предварительно подготовленный образ VMWare-машины, запускаемые с помощью VMWare Player. Большинство демонстраций проводилось в классах из-под Windows.

В моём же случае всё оказалось интереснее. Для первой группы, которую я вёл (это был уже второй поток), мне достался класс, где была установлена Fedora 11. Образы со Школьным Линуксом запускались с помощью VirtualBox. В такой конфигурации я и начал вести группу.
Всё было хорошо и удобно, до тех пор пока не понадобилось демонстрировать работу в сети, настраивать принтер и выполнять что-то выходящее за рамки стандартных действий. То, чем был обеспечен каждый слушатель было недостаточно, чтобы провести обучение в соответствии с программой. Вот, что было предоставлено:

  • персональный компьютером с выходом в Интернет;
  • раздаточные материалом, состоящим из:
    а) Программы мероприятия
    б) Учебно-методического комплекса по программе повышения квалификации
  • доступ к электронной библиотеке по тематике программы повышения квалификации.
А вот чего, как мне кажется, не хватало:
  • дополнительного оборудования:
    • принтера, совместимого с Linux, хотя бы одного на класс;
    • сканера, совместимого с Linux, хотя бы одного на класс;
    • проектора, для демонстрации работы и подключения, как устройства в Linux;
    • мультимедийной доски, для эффективной работы и демонстрации подключения в Linux (кстати, многие об этом сами спрашивали);
  • правильно подготовленной изолированной подсети для демонстрации настройки серверов, как минимум, настройки DHCP-сервера и шлюза в интернет.
С сетью было особенно не удобно. Дело в том, что у нас в саратовском государственном университете, где проводилось обучение, довольно сложно устроена внутренняя организация локальной сети. Все компьютеры имеют белые IP-адреса и выдаются они по аппаратным адресам через DHCP во всех двенадцати корпусах. При этом везде используются управляемые коммутаторы, которые на каждом порту позволяют работать только через один аппаратный адрес. Времени на оформление заявок и переконфигурацию классов у меня уже не было.

В общем, классы не были подготовлены для создания изолированной подсети и демонстрации самостоятельно настроенного DHCP-сервера, поскольку он вызвал бы конфликт с существующим. В первый раз мы обошлись двумя виртуальными машинами. Но это для многих оказалось сложно.

По всем показателям мешавший карантин, который объявлялся у нас дважды, смог отчасти нам помочь. Устав от Федоры я настроил установку Школьного Линукса по сети. Правда при этом пришлось сначала поправить stage1, пересобрав propagator и добавив новую версию init в full.cz, а затем stage2, заменив в нём битый вариант пакета cURL.

К концу первого выходного, который был предварён карантином, класс был переустановлен до Школьного Мастера 5.0. Работу с 4.0.0r2 продолжили в VirtualBox. При этом работа 3 потока, моей второй группы, началась с установки Школьного Мастера по сети уже в другом классе, где был Windows. Заодно и двойную загрузку разобрали.

Кстати, что нужно было первым делом установить в любой из Школьных Линуксов? :)
Правильно, новый Adobe Reader 9, чтобы файлы, с материалами можно был нормально просматривать. К сожалению, более простого механизма, чем
$ rpm -Uhv AdbeRdr9.2-1_i486linux_enu.rpm
я не нашёл. Так с ходу началось администрирование у второй группы...

Остальное, шло как по маслу и вполне коррелировало с материалами, основанными на 4.0.0. Из проблем могу отметить только проблемы с VNC и вопрос с графическим интерфейсом для антивируса.

В общем, завершился ещё один этап связанный со Школьным Линуксом. При всех за и против, я рад, что смог в живую пообщаться с учителями и лично рассказать о возможностях и ограничениях современных Linux-решений.

Tags: altlinux, school
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments